Александр Владимирович (av_seliverstov) wrote,
Александр Владимирович
av_seliverstov

Categories:

Приложения к темам

Нацисты и Церковь
и
Письмо русских партизан Гитлеру.

Эпиграф
Возомнив, что ты Наполеон,
полезли немцы на рожон.
И не зная броду, сунулись в воду.
В итоге, не покорив Европу,
уже получили коленом в жопу.
Пока еще держитесь на волоске,
но скоро получите х... по башке.
И от твоего, бандит, фашистского гнезда
ни хера не останется, немецкая п...да.




Сообщение митрополита Литовского Сергия (Воскресенского) в ведомство рейхскомиссара Остланда об отношении партизан к Православной церкви

19 марта 1943 г.

Рига

Я сообщаю Вам для сведения следующее. Назначенный служить на территорию Миссии священник Яков Начис (Латвия) во время пребывания в Риге 8 марта этого года предоставил письменный доклад и дополнил его устным рассказом о ситуации в окормляемых им приходах Выборы (где он живет), Сигорицы, Владимирец и Шилове (Псковский округ, Сошихинский район). Его сообщение заключается в следующем:

Партизаны... священников и церкви не захватывают, богослужениям не препятствуют, хотя это можно было бы очень легко сделать, так как партизаны в большинстве случаев точно информированы о приезде священников и намеченных богослужениях.

Партизаны разъясняют крестьянам, что религиозная политика советов коренным образом изменилась; безусловно, признана свобода вероисповедания; борьба с религией была роковой ошибкой, в которой советское правительство сейчас публично покаялось «перед народом и Богом»; в настоящее время Православная церковь в России узаконена; сейчас в России повсеместно совершаются богослужения в храмах; таким образом, крестьяне на занятых немцами территориях тоже могут спокойно ходить в церковь, – советы после «освобождения» данной территории от немцев ни в коем случае не будут их преследовать за это; партизаны даже утверждают, что они сами охотно ходили бы в церковь, чтобы молить Бога об освобождении России от немцев, и если пока не посещали храмы, то это происходило лишь потому, что они должны были скрываться от немцев.

Крестьяне первоначально считали, что партизаны, которые в принципе должны быть враждебными Церкви большевиками, стремятся подобными речами вызвать доверие верующих, чтобы таким образом их разоблачить, в прежней советской манере назвать «врагами народа» и потом им отомстить. Опасения крестьян в большинстве случаев были причиной, по которой они скрывали от партизан свои религиозные чувства.
Но затем в этом отношении повсеместно произошла перемена. Все более убеждаясь, крестьяне считают, что партизаны честно относятся к Церкви, что они верующие и, как минимум в этом отношении, не являются большевиками. Поэтому доверие крестьян к партизанам растет. Вместе с тем это дружественное к Церкви отношение партизан, поскольку они, по общему мнению, находятся в постоянной связи с руководящими органами в Советском Союзе, воспринимается как указание на то, что коммунистическая партия в России действительно изменила свою церковную политику и заключила с верующим народом, так сказать, религиозный мир. Этот слух произвел на крестьян очень сильное впечатление.

Но достигнутого пропагандистского успеха партизаны добились не речами, а, прежде всего, своими поступками. Там, где поблизости имелись партизаны, крестьяне сперва боялись ходить в церковь. Потом повсеместно оказалось, что с посетителями храмов ничего не происходит, а богослужениям не препятствуют. Таким образом, верующие набрались мужества и оказывают партизанам все больше доверия. Это развитие еще не закончилось...

...сейчас по сообщению священника Владимира Толстоухова (Пушкинские горы и окрестные приходы) отдельные партизанские руководители пытаются строго отделить «дисциплинированные» партизанские формирования от «анархических» разбойничьих банд и убеждают крестьян, что партизаны хотят и готовы защищать их от бандитов...

16 января этого года, в рождественское время, священник Начис приехал во Владимирец, чтобы провести там богослужение, о котором он заранее известил... партизаны велели крестьянам идти в церковь и последние теперь в большом количестве, ликуя, входят в храм, поэтому и произошел неожиданный шум. После совершенного богослужения священнику рассказали, что партизаны обратились к крестьянам следующим образом:

«Почему вы не идете в церковь? Священник приехал ради вас, чтобы совершить богослужение. Такая радость выпадает редко. И вы имеете сегодня праздник - ведь сейчас дни Рождества. Стыдно во время богослужения сидеть дома. Вы не должны бояться. Мы одобрительно относимся к тому, что вы пользуетесь своей религиозной свободой. Сейчас религия везде в России свободна. Война многое изменила к лучшему...
все вы – и стар и млад – быстро идите в храм. И только не забудьте там молиться за Россию, чтобы она снова стала свободной, богатой и сильной». Впечатление, произведенное этой речью, было потрясающим.

Священник Начис также обращает внимание на то, что партизаны очень искусно пытаются извлечь пользу из тех фактов, которые можно каким-нибудь образом пропагандистски представить в качестве примера жестокого обращения немцев с Церковью. Священнику известны два случая такого рода.

В июле 1942 г. священник вернулся в Выборы из поездки и установил, что во время его отсутствия в местной церкви надолго разместилось подразделение германского Вермахта.
Так называемые царские врата алтарного помещения оказались раскрыты, в церкви, даже в алтаре, курили и играли в карты. Верующие были глубоко оскорблены, возмущены и взволнованы...

Связанные с партизанами элементы, которые прежде были настроены враждебно по отношению к Церкви, не преминули заявить крестьянам, что немцы специально осквернили «русский храм», и подчеркивали отсутствие каких-либо препятствий для того, чтобы воинская часть с самого начала разместилась в том помещении, в которое она с легкостью перебралась лишь после приезда священника...

Я представляю это письмо в двух экземплярах, чтобы его копией, в случае если Вы сочтете необходимым, мог бы также располагать командующий войсками безопасности на территории группы армий «Север».

Опубликовано:
Шкаровский М.В. Политика Третьего рейха по отношению к Русской православной церкви в свете архивных материалов 1935–1945 годов. (Сборник документов). М., 2003. С. 246–250.





Письмо православного священника из Житомирской области Украинской ССР патриарху Московскому и всея Руси Сергию (Страгородскому) о положении православных церквей на оккупированной территории

29 апреля 1944 г.

Ваше Святейшество!

Дорогой наш Отец и Первосвятитель православной Русской церкви!

В Вашем лице я как бы вновь обрел нашу дорогую Родину, ибо для меня, служителя Христовой церкви, Родина и православная Русская патриаршая церковь неразделимы. Вместе с тем, я не могу не поделиться теми скорбями и ужасами, которые мы переживали в жуткие мрачные дни немецкой оккупации.

В первые дни немецкой оккупации начали нас, православных, притеснять об отмене православных праздников, служение за немецкую власть, и всецело подчиняться епископу Поликарпу, что для меня, православного служителя, хотя и мало грамотного, но воспитанного в духе православной церкви, стало все несносным и противным. В 1942 году в нашем лесу открылась группа партизан, с которыми я взял тесную связь и помогал им, чем только мог: деньгами, хлебом и полотном.

В 1943 году я связался с партизанами Маликовского соединения за что пришлось мне здорово пострадать. В апреле месяце партизаны разгромили в нашем местечке Веледниках Словечанского района одну немецкую и мадьярскую части и ушли в лес. Назавтра приехали немцы, согнали всех людей, в том числе и меня с моим семейством, окружили с пулеметами и автоматами нас всех расстрелять. Я начал воодушевлять свой народ не бояться смерти за правду, а молить Бога, чтобы Господь спас. Так нас Господь и сохранил. Другой раз мадьярский майор побил меня сильно березовым колом и порвал все мои документы, сорвал рясу и подрясник.

И еще один случай в моем приходе село Прибытки, в которое ворвались немецкие людоеды, спалили все село и 18 человек сожгли живьем, даже одного из церковных причетников самого лучшего члена нашей православной церкви, которых я предал христианскому погребению на вечную память пострадавшим и на вечный укор и позор немецким людоедам.

Что касается вокруг нас в нашем районе, то нельзя описать тех мрачных зверств, которые понаделали немецкие оккупанты.

Все эти случаи, всплывающие в нашем сознании, ясно рисуют картину сатанинской злобы немецких захватчиков, ворвавшихся в нашу страну и заливших ее потоком невинной крови стариков, женщин и детей.

Когда в ноябре месяце 1943 года заняли наш район партизаны Маликовского соединения, я начал писать в Московскую патриархию и даже послал 100 рублей денег на высылку мне какой-либо литературы или хотя бы русского календаря и до сих пор ничего нет. Я стараюсь всеми силами помогать Красной Армии, отдаю весь доход, как хлебом, так полотном и деньгами. Если нужно, я могу прислать копии документов, что уже сдано партизанам и Красной Армии.

Припадая к Вашим святительским стопам, прошу Ваших святых молитв.

Ваш смиренный послушник, священник Никита Иосифович * , Богоявленская церковь, Ново-Веледники Словечанский район, Житомирская область.

Архив Московской патриархии. Коллекция документов. Автограф.

* Фамилия корреспондента стерта.

Опубликовано:
Одинцов М.И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. М., 1995. С. 111 – 112.






Партизаны 3-й Ленинградской партизанской бригады.
Место съемки: Ленинградская область.
Автор съемки: не установлен.
ГАПО , ед. хр. 287/25.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket



Отряд партизан выходит на боевое задание.
1942 г.
Место съемки: Кабардино-Балкарская АССР.
Автор съемки: Темин Виктор Антонович.
ЦГАКБР , ех. хр. 8324.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket


Редакция типографии газеты «Партизанская правда».
На переднем плане редактор газеты Коротков Н.П., печатник Мосин И.А., представитель Орловского обкома ВКП(б) Алешинский Н.Н.
На заднем плане – наборщица Хмеличенкова Н.
1942 г.
Место съемки: Пос. Гуры Трубчевского района Орловской области.
Автор съемки: Вейнирович И.
ГАОО , ед. хр. 8145.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket


Командование 2-го отряда 3-й Ленинградской партизанской бригады разрабатывает план боевой операции.
1943 г.
Место съемки: Ленинградская область.
Автор съемки: не установлен.
ГАПО , ед. хр. 287/25.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket


Партизаны одного из отрядов поджидают врага на лесной дороге.
Место съемки: не установлено.
Автор съемки: не установлен.
РГАКФД , ед. хр. 0177139 (2).
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket


Партизаны одного из отрядов в засаде на лесной дороге.
Место съемки: не установлено.
Автор съемки: не установлен.
РГАКФД , ед. хр. 0177139 (1).
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket


Партизаны выбивают из деревни немецкий карательный отряд.
1942 г.
Место съемки: Ленинградская область.
Автор съемки: Трахман Михаил Анатольевич.
РГАКФД , ед. хр. 0154391.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket


Бойцы 2-й Ленинградской партизанской дивизии выбивают немецкий гарнизон из села.
1942 г.
Место съемки: Ленинградская область.
Автор съемки: Трахман Михаил Анатольевич.
ЦГАКФФД СПб , ед. хр. Ар-11038.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket


Командир 5-й Ленинградской партизанской бригады, Герой Советского Союза Камрицкий К.Д. прикрепляет медаль «Партизану Отечественной войны II степени» священнику церкви Порховского района Пузанову Ф.А.
1944 г.
Место съемки: Ленинградская область.
Автор съемки: Капустин В.
ЦГАКФФД СПб , ед. хр. Ар-38331.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket


Партизаны отряда «Народный мститель» Темкинского района минируют железнодорожное полотно.
25 августа 1943 г.
Место съемки: Смоленская область.
Автор съемки: Лазебник Н. Я.
ЦДНИСО , ф.р-2736, оп. 1, д. 622.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket


Крушение немецкого военного эшелона, организованного одним из отрядов партизан.
1942 г.
Место съемки: Ленинградская область.
Автор съемки: не установлен.
РГАКФД , ед. хр. 283566 (1).
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket


Немецкий поезд, взорванный партизанской группой «Освободитель» Тракайской партизанской бригады между железнодорожными станциями Рудишкес-Клепочай (Литовская ССР).
1944 г.
Место съемки: 3-й Белорусский фронт.
Автор съемки: Велигжанин Л.
РГАКФД , ед. хр. 0276256.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket


Секретарь ЦК КП БССР, начальник Центрального штаба партизанского движения Пономаренко П.К. и Председатель Президиума Верховного Совета БССР Наталевич Н.Я. за беседой с группой витебских и могилевских партизан, прибывших в Москву.
1942 г.
Место съемки: Москва.
Автор съемки: Кинеловский Виктор Сергеевич.
РГАКФД , ед. хр. 0285460.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket


Партизаны Прикумска (Буденовска) после освобождения города от фашистов.
1943 г.
Место съемки: Ставропольский край.
Автор съемки: не установлен.
ГАСК , ед. хр. 2-1427.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket


Партизанский отряд М.М.Югова.
1943 г.
Место съемки: Ростовская область.
Автор съемки: не установлен.
ГАРО , ед. хр. А-10694.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket


7-я рота Путивельских партизан на марше в Карпатском рейде, справа, у строя – командир роты Ефремов С.Н.
1943 г.
Место съемки: Карпаты.
Автор съемки: Вершигора.
РГАКФД , ед. хр. 27963.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket


Партизанский парад, посвященный освобождению Минска от немецко-фашистских захватчиков.
16 июля 1944 г.
Место съемки: Минск.
Автор съемки: не установлен.
РГВА , ф. 40973, оп. 1, д. 183, л. 1.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket


Колхозница одного из сел отправляет своего сына в партизанский отряд.
1942 г.
Место съемки: Ленинградская область.
Автор съемки: Трахман Михаил Анатольевич.
РГАКФД , ед. хр. 0153822 .
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Источник изображений.

Tags: 2МВ, историческое, фотографии
Subscribe

  • Перезахоронение З. А. Чепеги

    Дорогие друзья! С отступлением жёстких карантинных ограничений сбор подписей под обращением о перезахоронении ныне затоптанного праха основателя…

  • Все храмы края. Кубанская митрополия. Том 2

    Книга № 3. Приятно, что на Покров. В октябре 2020 г. издательство "Традиция" выпустило 2-й том книги "Все храмы края. Кубанская митрополия".…

  • Путин как историк

    В целом отличная и полезная статья Путина. Много о предвоенных подлости Польши и лицемерии западных мировых держав. О Мюнхенском сговоре, как главной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments